Статьи

Современные домашние роботы

Современные роботизированные машины умеют заказывать продукты, заботиться о домашних животных, вызывать скорую, мыть полы, убирать детские игрушки и находить потерянные ключи. Если совсем недавно мы только мечтали о роботах-домработницах из фантастических фильмов, то сегодня их можно заказать через интернет. Похоже, будущее наконец настало. Перед вами несколько самых интересных и полезных моделей электронных помощников для дома.

Asus Zenbo: робот-домохозяйка



    Zenbo напоминает робота-уборщика Wall-E из одноименного мультфильма Pixar. Это мобильный домашний робот, который обеспечит вам дружескую поддержку, поможет по дому и развлечет семью, когда это потребуется. Кроме того, робот способен управлять домашними устройствами и освещением и ухаживать за пожилыми людьми. Например, он напоминает о назначениях врача и очередном приеме лекарств. Если нет времени прочитать детям сказку, Zenbo сделает это за вас. А еще споет, станцует и поиграет с ними в игры. Пока вы дома, он учится и адаптируется к вашему поведению. Когда вас нет — превращается в домашнюю систему безопасности. 
    Если в дом проникнут грабители, робот тут же сообщит об этом хозяевам и перейдет в режим дистанционного управления — через его встроенную камеру вы сможете осмотреть жилище. 
    Zenbo передвигается с помощью двух колес и откликается на голосовые команды, а его эмоции и реакции отражаются на специальном сенсорном экране, выполненном в виде лица. Несмотря на многочисленные умения Zenbo, это одна из самых бюджетных моделей роботов.

Amazon Echo: голосовой помощник на все случаи жизни

    Echo — многофункциональный голосовой помощник. Он стал хитом в США и породил конкурентов от Google, «Яндекс» и других крупных технологических компаний. Умная колонка умеет воспроизводить музыку и аудиокниги, информирует о курсе биткоина и делится последними новостями в стране и мире. Кроме того, среди ее возможностей — управление умным домом. Смарт-динамик от Amazon способен контролировать все: от света до стиральной машины. А еще он помогает приготовить обед, подбирает вино под ваше настроение, заказывает пиццу и играет в популярные игры с помощью голосовых команд. Например, в Skyrim или «Камень, ножницы, бумага».
    Echo разбудит вас, вызовет такси, забронирует столик в ресторане и напомнит о том, когда необходимо покормить собаку. Все настройки и дополнительные «навыки» голосового ассистента устанавливаются в специальном приложении. Единственный минус — умный прибор пока знаком только с тремя языками. Это английский, немецкий и японский.


Varram Pet Fitness Robot: компаньон для животных

    Вы наверняка волнуетесь из-за того, что в ваше отсутствие домашний питомец скучает и мало двигается? 
    Встречайте первый робот для животных Pet Fitness Robot от Varram! 
    Он очень выручает занятых владельцев кошек и собак. Если у вас плотный график и животное подолгу остается в одиночестве, то устройство позаботится о нем. 
    Робот-компаньон передвигается по любым напольным покрытиям, увлекая за собой собак и кошек и заставляя их больше двигаться. 
    Pet Fitness Robot изготовлен из ударопрочного нетоксичного поликарбоната и силикона и оборудован специальными инфракрасными датчиками, благодаря которым он легко объезжает препятствия и не застревает в узком пространстве.





    В разработке устройства участвовали опытные ветеринары и кинологи. Поэтому, даже когда фактор новизны исчезнет, животному не наскучит его «электронный друг». Во-первых, чтобы привлечь внимание питомца, робот издает различные звуки. Во-вторых, он угощает животное его любимыми лакомствами, которые помещаются в специальный контейнер. При движении Pet Fitness Robot будет периодически подбрасывать их питомцу. С помощью приложения  можно дистанционно устанавливать расписание игр и режим кормления, а также отслеживать активность животного. Кстати, скорость, звуки и маршрут движения фитнес-робота тоже регулируются.

********************************************


История робототехники. Черепашки Грея Уолтера



    Своих знаменитых кибернетических "черепашек" английский нейрофизиолог и пионер робототехники Грей Уолтер (William Grey Walter) начал создавать в 1948 году и продолжал свои эксперименты с биоморфными роботами до 1951 года. Грей Уолтер называл их machina speculatrix, но в историю они вошли именно как "черепашки". "Черепашки" представляли собой самодвижущиеся электромеханические тележки, способные ползти на свет или от него, обходить препятствия, заходить в "кормушку" для подзарядки разрядившихся аккумуляторов. Автономные машины Грея Уолтера действительно напоминали черепашек своим внешним видом и медлительностью действий. Их основным отличием была способность действовать не только по "жесткой", заранее заданной программе, как действовало большинство создаваемых в то время роботов, но и с учетом условий, определяющихся обстановкой, окружающей средой.

    Отец кибернетики Норберт Винер в своей знаменитой книге "Я математик" описывает работы Уолтера следующим образом: "Уловив приблизительно в то же время, что и я, аналогию между обратной связью в машине и нервной системой человека, Уолтер начал конструировать механизмы, которые повторяли бы некоторые особенности поведения животных. Я работал над созданием "мотылька", который автоматически полз бы на свет. Уолтер назвал свои автоматы "черепахами", включив в их репертуар более сложные номера. "Черепахи" были снабжены устройством, помогавшим им не сталкиваться друг с другом при движении, и, кроме того, приспособлением, благодаря которому, чувствуя "голод", т.е. истощение аккумуляторных батарей, они направлялись к специальному "месту кормления", где глотали электричество до тех пор, пока аккумуляторные батареи не перезаряжались".
    Всего Греем Уолтером было создано более 8 "черепашек". Первая из "черепашек" - Элмер (Elmer - электромеханический робот) - была выполнена в виде небольшой трехколесной тележки, на которой были установлены два электромотора, питаемых от аккумуляторов. Несмотря на простое устройство, "черепашка" демонстрировала осмысленное и подчас очень забавное поведение, базирующееся на трех состояниях: поиск света ("голод"), поворот к свету, избегание яркого света и препятствий ("боль").

    Пока аккумулятор черепахи был заряжен, она вела себя, как сытое животное: при слабом освещении или в темноте она медленно передвигалась по комнате, как будто что-то искала; при столкновении с каким-либо препятствием (буфетом, ножкой стола и пр.) она останавливалась, сворачивала в сторону и обходила это препятствие. Если в комнате появлялся яркий источник света, Элмер вскоре "замечал" его и направлялся к свету. Однако, подойдя к свету слишком близко, он отворачивался от него, "боясь" ослепления. Затем он двигался вокруг источника света, находя для себя оптимальные условия и непрерывно поддерживая их. По мере разряда аккумулятора черепаха начинала проявлять все больший интерес к источнику света, так как он освещал "кормушку" - место для зарядки аккумулятора. Когда аккумулятор был разряжен настолько, что нуждался в подзарядке, черепаха смело направлялась к источнику света и подключалась к питающим контактам зарядного устройства. Получив "пищу" - новый запас электроэнергии, она отходила от зарядного устройства и вновь блуждала по комнате в поисках неосвещенного угла.

    Другая черепаха - Элзи (Elsie - Electro-Light sensitiv - электросветочувствительный робот) - вела себя немного иначе: более активно реагировала на малейшие изменения освещенности, быстрее и больше двигалась, расходовала больше энергии и чаще посещала кормушку.

    Между двумя источниками света "черепашки" совершали путешествия от одного к другому наподобие буриданова осла, который, как известно, умер от голода, находясь между двумя одинаковыми копнами сена, не будучи в состоянии выбрать, какая из них вкуснее. Две черепашки "видели" и "узнавали" друг друга по зажженной лампочке и ползли друг другу навстречу.

    Еще более интересной была третья черепаха - Кора (Cora - Conditional Reflex Automat - автомат условного рефлекса). Этот кибернетический зверек обладал не только "зрением" и "осязанием", но еще и "слухом": к его органам чувств Грей Уолтер добавил микрофон.

    Поведение, демонстрируемое роботами Грея Уолтера, придавало им большое сходство с настоящими живыми существами, отличительной особенностью которых является именно умение действовать целесообразно, с учетом окружающей обстановки. "Черепашки" никогда точно не повторяли свое поведение, но всегда действовали в рамках общего поведенческого образца так, как это делают живые существа.


Классификации роботов

В зависимости от общей прикладной области роботов можно разделить на промышленных и сервисных. На сегодняшний день в мире больше промышленны...